Приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 03.04.2015 N 15 "Об утверждении Регламента по разработке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АГЕНТСТВО ПО АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОЕНИЮ
И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 3 апреля 2015 г. № 15

Об утверждении Регламента по разработке правил
землепользования и застройки муниципальных
образований Калининградской области

Руководствуясь главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Калининградской области от 16 февраля 2009 года № 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", во исполнение пункта 3.1 раздела 3 "Территориальное зонирование" дорожной карты Калининградской области по внедрению лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, утвержденной Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым 15 января 2015 года,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Регламент по разработке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области согласно приложению № 1 к настоящему Приказу.
2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит размещению в разделе Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на официальном портале Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

И.о. руководителя Агентства
Н.В. Васюкова





Приложение № 1
к Приказу
Агентства по архитектуре,
градостроению и перспективному
развитию Калининградской области
от 3 апреля 2015 г. № 15

РЕГЛАМЕНТ
разработки правил землепользования и застройки
муниципальных образований Калининградской области

1. Введение

Регламент по разработке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области (далее - регламент) разработан во исполнение дорожной карты Калининградской области по внедрению лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, утвержденной Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым 15 января 2015 года.
Регламент подготовлен в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Калининградской области от 16 февраля 2009 года № 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области".
Цель разработки регламента - выработка единого механизма принятия органами местного самоуправления решений о разработке, утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований, а также о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований.
Регламент представляет собой описание последовательности действий органа местного самоуправления по принятию решений о разработке, утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований, а также о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований.
Положения настоящего Регламента носят рекомендательный характер и не подменяют положений действующего законодательства о градостроительной деятельности.


1. Общие положения

Правила землепользования и застройки (далее - Правила) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подготовка проекта Правил может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в Правила изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта Правил осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта Правил может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

2. Состав Правил

Состав Правил определен статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения Правил и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Раздел Правил "Порядок применения Правил и внесения в них изменений"

Данный раздел Правил, регламентирующий порядок применения Правил и внесения в них изменений, включает в себя общие положения о регулировании различных вопросов землепользования и застройки.
Общие положения о землепользовании и застройке представляют собой свод нормативных правовых актов, регулирующих градостроительные и земельно-имущественные отношения на территории муниципального образования.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации названные положения входят в состав текстовой части правил, именуемой "Порядком применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений", включающей в себя положения о:
- о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
- об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
- о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
- о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
- о внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки;
- о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Разработка данного раздела Правил базируется на структуре местных органов самоуправления, нормативных документах органов местного самоуправления, конкретных природных, экономических, социальных и других особенностях, присущих рассматриваемой территории, а также на законодательстве Российской Федерации и Калининградской области.
В данном разделе Правил необходимо отражать индивидуальные особенности порядка землепользования и застройки на территории муниципального образования, связанные со структурой органов местного самоуправления и распределением полномочий между ними, а также особенности, обоснованные передачей полномочий в области градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления муниципального образования вправе принять отдельные самостоятельные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления отдельных видов земельных участков, выдачу разрешения на строительство определенных объектов, а также иные вопросы в области землепользования и застройки. При этом указанные акты не должны противоречить Правилам.

4. Раздел Правил "Карта градостроительного зонирования"

Данный раздел Правил является графическим разделом и представляет собой непосредственно карту градостроительного зонирования.
На карте градостроительного зонирования должна быть отражена следующая информация:
- границы муниципального образования;
- границы территориальных зон с ответствующими кодовыми обозначениями;
- границы зон с особыми условиями использования территории.
Границы муниципального образования определяют пределы действия Правил и, соответственно, компетенцию органов местного самоуправления по установлению регламентов использования территорий.
Территориальные зоны определяются на основе функциональных зон генерального плана; территориальные зоны конкретизируют функциональные зоны, детализируют и уточняют их.
Ввиду большого объема информации, содержащейся в карте градостроительного зонирования, в большинстве случаев бывает удобнее разделить эту карту на две составляющие:
- карту территориального зонирования территории муниципального образования;
- карту зон с особым режимом использования территорий.
В этом случае на карте территориального зонирования:
- отображается граница муниципального образования;
- устанавливаются границы и кодовое обозначение территориальных зон и подзон, расположенных в границах территориальных зон;
- отображаются границы особо охраняемых категорий земель (земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий), для которых не устанавливаются регламенты использования территорий.
На карте зон с особыми условиями использования территорий отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждой территориальной зоне соответствуют свой регламент использования территории. И зона, и регламент имеют соответствующий буквенно-числовой код.
Перечень территориальных зон, принципы установления территориальных зон и основные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон определены градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации.

5. Раздел Правил "Градостроительные регламенты"

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Следует обратить особое внимание, что для земельных участков категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" градостроительные регламенты не устанавливаются только для земель, являющихся сельскохозяйственными угодьями.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения", не являющихся угодьями, градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с их целевым назначением.

6. Организация и порядок разработки Правил

Порядок подготовки и утверждения Правил определены статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общую схему последовательности действий органа местного самоуправления при подготовке Правил можно представить следующим образом (за исключением Правил, содержащих территории исторических поселений).


Глава местной администрации
- принимает решение о подготовке правил землепользования и застройки;
- утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке
проекта правил


\ /

Комиссия по подготовке проекта правил
обеспечивает подготовку правил землепользования и застройки (заключает
соответствующий договор, предоставляет исходные данные и т.д.)

Подготовка проекта правил землепользования и застройки
специализированной организацией




Комиссия по подготовке Возвращает проект
проекта правил < правил в комиссию
> на доработку


\ /

Исполнительный орган местного самоуправления
(местный орган архитектуры и градостроительства)
проверяет соответствие проекта правил землепользования
и застройки требованиям технических регламентов,
документов территориального планирования РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований


\ /

Глава муниципального образования
принимает решение о проведении публичных слушаний по проекту правил


\ /

Комиссия по подготовке проекта правил
- организует проведение публичных слушаний;
- при необходимости обеспечивает внесение изменений в проект правил

/ \
\ / Возвращает проект
правил в комиссию
Глава > на доработку
местной администрации <

Возвращает проект
\ / правил главе
администрации
Представительный орган местного > на доработку
самоуправления


\ /

Утверждение правил землепользования застройки муниципального образования


7. Организация и этапы разработки Правил

Сроки подготовки Правил градостроительным законодательством не определены (кроме срока проведения публичных слушаний - от 2 до 4 месяцев). Конкретный срок подготовки правил застройки определяет глава местной администрации при принятии решения о подготовке проекта документа и при подготовке конкурсной документации на разработку Правил.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется в следующем порядке:
1. Глава местной администрации назначает комиссию по подготовке правил землепользования и застройки и принимает решение о подготовке правил землепользования и застройки, в котором указывает этапы, порядок и сроки проведения работ, а также утверждает задание, состав и порядок деятельности комиссии по разработке Правил.
2. Комиссия организует разработку проекта Правил.
Подготовленный проект Правил комиссия направляет в исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования.
3. Исполнительный орган местного самоуправления рассматривает проект Правил на соответствие техническим регламентам (строительным нормам и правилам), документам территориального планирования муниципального, регионального и федерального уровней и при отсутствии замечаний направляет их главе муниципального образования.
В случае выявления недостатков проект Правил может быть возвращен в комиссию на доработку.
4. Глава муниципального образования в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта своим распоряжением принимает решение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.
5. Комиссия в срок не менее двух и не более четырех месяцев проводит публичные слушания. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления муниципального образования, в соответствии со статьями 28 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом результатов публичных слушаний комиссия обеспечивает внесение изменений в проект Правил, оформляет протокол и заключение о результатах публичных слушаний.
Данные материалы направляются главе администрации муниципального образования.
6. Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему материалов принимает решение о направлении материалов в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта Правил и направлении их в комиссию на доработку.
7. Представительный орган муниципального образования по результатам рассмотрения проекта Правил утверждает их своим решением или отправляет на доработку главе местной администрации.
8. Правила подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9. Один экземпляр Правил землепользования и застройки подлежит передаче в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

8. Заключительные положения

При разработке Правил должно быть обеспечено тесное взаимодействие заказчика Правил и их разработчика. Со стороны заказчика эта функция возложена на комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Должно производиться постоянное отслеживание деятельности разработчика в части учета им при подготовке проекта местного нормативного акта, т.к. на местном уровне имеются свои специфические особенности в регулировании градостроительных и земельных отношений.
Правила, включая все входящие в их состав картографические и иные документы, являются открытыми для всех физических и юридических лиц, а также должностных лиц.
Администрация муниципального образования обеспечивает возможность ознакомления с Правилами всех желающих путем:
- публикации в средствах массовой информации;
- предоставления Правил в библиотеке муниципального образования;
- размещение Правил в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
- создания условий для ознакомления с Правилами в полном комплекте, с входящими в их состав картографическими и иными документами в уполномоченных отделах (управлениях) администрации муниципального образования.


------------------------------------------------------------------