Постановление Уставного Суда Калининградской области от 26.01.2015 N 1-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области отдельного положения подпункта "б" пункта 1.4 Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи", утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года N 309 "Об утверждении Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. № 1-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельного положения подпункта "б"
пункта 1.4 Положения "О порядке оказания экстренной
материальной помощи", утвержденного Решением окружного
Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года
№ 309 "Об утверждении Положения "О порядке оказания
экстренной материальной помощи"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон:
заявителя - гражданки Г.П. Полак,
представителя городского Совета депутатов Калининграда как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Л.И. Запольской,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта "б" пункта 1.4. Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи" (далее - Положение), утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 "Об утверждении Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи" (далее - Решение № 309).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Г.П. Полак.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем отдельное положение подпункта "б" пункта 1.4. Положения, утвержденного Решением № 309.
Заслушав сообщение судей-докладчиков Т.А Карпенко и Г.В. Корнюшенкова, выступления представителей сторон: Г.П. Полак, Л.И. Запольской, приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазоновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 19 августа 2014 года поступило обращение в форме запроса от гражданки Полак Галины Петровны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта "б" пункта 1.4. Положения, утвержденного Решением № 309.
Пунктом 1.4 Положения установлен перечень случаев предоставления гражданам экстренной материальной помощи. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1.4 экстренная материальная помощь предоставляется семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход (среднемесячный доход) которых на дату обращения ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного Правительством Калининградской области на душу населения, в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов, в размере фактических расходов, но не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Заявитель указывает, что 15 июля 2014 года она обратилась в Управление социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении экстренной материальной помощи в связи с проведенной операцией.
Письмом Управления социальной поддержки населения комитета по социальной политике от 16 июля 2014 года ей было отказано на основании того, что Положением предоставление гражданам экстренной материальной помощи из средств бюджета городского округа в связи с оплатой ими медицинских услуг не предусмотрено.
Таким образом, отмечает в обращении заявитель, Положением предусмотрена помощь лишь в случаях приобретения лекарственных препаратов, но не в случаях проведения по рекомендации врачей обследования и (или) лечения на платной основе, как указано в Приказе Министерства социальной политики Калининградской области от 30 декабря 2013 года № 378 "О предоставлении срочной адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" (далее - Приказ Министерства социальной политики Калининградской области № 378).
Заявитель полагает, что в данной части Положение нарушает конституционное право граждан на социальное обеспечение в случае болезни и не соответствует статьям 15, 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит признать подпункт "б" пункта 1.4. Положения в части слов "в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов," не соответствующим статьям 15, 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель поддержала свое обращение и требование, обращенное к Уставному Суду. Полагает, что оспариваемое ею положение нарушает конституционное равноправие граждан и право на медицинскую помощь. Считает, что самостоятельность органов местного самоуправления в вопросе дополнительной социальной помощи гражданам не означает права устанавливать такие условия ее получения, которые порождают неравноправие граждан.
Представитель городского Совета депутатов Калининграда Л.И. Запольская в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве городского Совета депутатов, состоящую в том, что Решение № 309 принято в соответствии с действующим законодательством, не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Отметила, что в соответствии с действующим федеральным законодательством вопросы социальной поддержки граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации и в установленном порядке городскому округу "Город Калининград" не передавались. Дополнительные меры социальной поддержки гражданам устанавливаются органами местного самоуправления за счет собственных средств самостоятельно исходя из уровня экономических возможностей и наличия средств в местном бюджете. Полагает, что позиция заявителя не основана на нормах права.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазонова в ходе судебного заседания поддержала позицию прокуратуры, ранее изложенную в письме в Уставный Суд, которая заключается в том, что Решение № 309 принято окружным Советом депутатов города Калининграда в рамках компетенции и соответствует федеральному законодательству. Оказание дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде экстренной материальной помощи гражданам является правом, а не обязанностью муниципалитета.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
2. В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно абзацу второму части пятой статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как следует из подпункта 2.16 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа "Город Калининград", определение порядка и условий предоставления финансовой помощи из местного бюджета отнесено к полномочиям городского Совета депутатов (на момент принятия Решения № 309 - окружного Совета депутатов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Устава городского округа "Город Калининград" городской Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением № 309 (пункт 1) утверждено Положение "О порядке оказания экстренной материальной помощи".
Согласно пункту 2.10 Положения назначение и выплата экстренной материальной помощи осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание данного вида материальной помощи в бюджете городского округа "Город Калининград" на соответствующий финансовый год.
Таким образом, Решение № 309 принято окружным Советом депутатов города Калининграда в пределах полномочий, предоставленных ему как представительному органу местного самоуправления действующим федеральным законодательством и Уставом городского округа "Город Калининград".
3. Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов социальной поддержки и социального обеспечения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 378 утвержден Порядок предоставления срочной адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Как следует из содержания указанного Порядка, он регулирует отношения, связанные с предоставлением срочной адресной помощи жителям Калининградской области за счет средств областного бюджета, и не определяет основания предоставления такой помощи за счет средств местных бюджетов.
Согласно пункту 2 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Калининградской области.
Действующее законодательство не предусматривает обязанность органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а в случае установления таких мер, исходить из определенных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации оснований и условий предоставления такой помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определяя на основании положений части пятой статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ порядок оказания единовременной материальной помощи за счет бюджета городского округа гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (экстренной материальной помощи), представительный орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить условия предоставления указанной материальной помощи исходя из имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что подпункт "б" пункта 1.4 Положения в части, оспариваемой заявителем, не может быть признан порождающим условия для нарушения равноправия граждан, реализации ими права на медицинскую помощь и не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Кроме того, как следует из обращения и пояснений, данных в ходе судебного заседания, заявитель не оспаривает оказание материальной помощи в случае приобретения лекарственных препаратов, а фактически ставит вопрос о дополнении подпункта "б" пункта 1.4. Положения новым основанием оказания экстренной материальной помощи, аналогичным содержащемуся в Приказе Министерства социальной политики Калининградской области № 378.
Однако внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт является исключительной прерогативой органа, его издавшего, и в силу положений Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" не относится к полномочиям Уставного Суда.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать подпункт "б" пункта 1.4. Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи", утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 "Об утверждении Положения "О порядке оказания экстренной материальной помощи", в части слов "в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов,", соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------