По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 04.03.2015 N 3-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области отдельного положения статьи 9 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ", утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 9 сентября 2011 года N 82 "Об утверждении Положения "О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ"
УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Калининградской области Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. № 3-П
По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельного положения статьи 9
Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим
муниципального образования "Светловский городской округ",
утвержденного Решением окружного Совета депутатов
муниципального образования "Светловский городской округ"
от 9 сентября 2011 года № 82 "Об утверждении Положения
"О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим
муниципального образования "Светловский городской округ"
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием представителей:
заявителя З.Н. Ереминой - Л.Ф. Ереминой,
окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" и главы муниципального образования "Светловский городской округ" - Л.С. Чибриковой,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения статьи 9 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ", утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 9 сентября 2011 года № 82 "Об утверждении Положения "О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки З.Н. Ереминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Куликова, выступления представителей сторон: Л.Ф. Ереминой и Л.С. Чибриковой; выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Министерства социальной политики Калининградской области - С.П. Квашнина, представителя прокуратуры Калининградской области - М.Д. Сазоновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
установил:
1. В Уставный Суд 10 октября 2014 года от гражданки Ереминой Зои Николаевны (далее - заявитель) поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 9 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Положение), утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 9 сентября 2011 года № 82 "Об утверждении Положения "О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Решение № 82) в части слов "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года".
По мнению заявителя, ей предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ). Заявитель проработала в должности муниципального служащего 45 лет, с 1999 года получает пенсию по старости.
Как пояснила заявитель, ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с Положением, утвержденным Решением № 82. В ответе Главы администрации Светловского городского округа указано, что Решение № 82 обратной силы не имеет и не может быть распространено на правоотношения, возникшие ранее срока, указанного в данном Решении.
По мнению заявителя, положение статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, противоречит федеральному законодательству и законодательству Калининградской области, и ставит ее в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими, осуществляющими также муниципальную службу в период до 2011 года в других муниципальных образованиях Калининградской области.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит признать не соответствующей статьям 15, 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области статью 9 Положения, утвержденного Решением № 82, в части слов: "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года".
В ходе судебного заседания представитель заявителя Л.Ф. Еремина подтвердила правовую позицию заявителя и требования, изложенные в обращении.
Представитель окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" и главы муниципального образования "Светловский городской округ" Л.С. Чибрикова в ходе судебного заседания поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве в Уставный Суд, согласно которой Решение № 82 было принято в рамках предоставленных окружному Совету депутатов полномочий с учетом положений Закона Калининградской области от 14 декабря 2010 года № 526 "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 526). Полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Представитель Министерства социальной политики Калининградской области С.П. Квашнин в ходе судебного заседания высказал позицию, которая заключается в том, что оспариваемое положение статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, не противоречит нормам действующего законодательства. Полагает, что вопрос заключается в правоприменительной практике, и считает, что З.Н. Еремина имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Решением № 82.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазонова в ходе судебного заседания поддержала позицию прокуратуры, изложенную в письме в Уставный Суд, которая заключается в том, что Решение № 82 принято окружным Советом депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" в рамках предоставленных полномочий и не противоречит действующему законодательству. Полагает, что положения Закона Калининградской области № 526 не распространяются на муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является положение статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, в части слов "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года".
2. Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно положениям Федерального закона № 25-ФЗ муниципальным служащим предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (часть 5 статьи 23), которая предполагает распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения (часть 1 статьи 24).
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 9 сентября 2011 года № 82 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ".
Решение № 82 официально опубликовано в газете "Светловские вести" (приложение "Официальный вестник") от 13 октября 2010 года № 41. В соответствии с пунктом 4 Решения № 82 данное решение вступило в силу с момента официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Положением, утвержденным Решением № 82, в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", исходя из принципа единства правовых и организационных основ гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ", ее размер, порядок назначения и выплаты. Статьей 8 Положения определено, что финансирование расходов по выплате пенсии за выслугу лет производится за счет средств местного бюджета.
Уставом муниципального образования "Светловский городской округ", утвержденным Решением Светловского окружного Совета депутатов от 9 декабря 2009 года № 129 (далее - Устав муниципального образования "Светловский городской округ"), определено, что окружной Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, Уставом Светловского городского округа, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Светловского городского округа (часть 3 статьи 6).
К исключительной компетенции окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении и определение размера и условий оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Калининградской области (подпункты 2, 19 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования "Светловский городской округ").
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Положение, утвержденное Решением № 82, принято окружным Советом депутатов Светловского городского округа в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом муниципального образования "Светловский городской округ".
3. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок вступления в силу муниципальных правовых актов должен определяться в уставе муниципального образования.
Согласно частям 1 и 3 статьи 9 Устава муниципального образования "Светловский городской округ", нормативные правовые акты окружного Совета депутатов вступают в силу в день их официального опубликования (обнародования) либо после официального опубликования (обнародования) в иной срок, установленный самим актом. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Оспариваемое заявителем положение статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, устанавливает, что указанное Положение вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
До вступления в силу Положения, утвержденного Решением № 82, право муниципальных служащих муниципального образования "Светловский городской округ" на пенсионное обеспечение за выслугу лет реализовывалось в порядке установления доплаты к государственной пенсии и по настоящее время регламентируется Решением Светловского окружного Совета депутатов от 30 октября 2002 года № 185 (в редакции от 28 ноября 2008 года № 254) "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования "Светловский городской округ".
Согласно статье 2 Положения, утвержденного Решением № 82, право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие муниципального образования "Светловский городской округ" при соблюдении условий, указанных в пункте 1 данной статьи.
Данный пункт, как и иные нормы Положения, утвержденного Решением № 82, не предусматривают его распространение исключительно на муниципальных служащих, прекративших трудовые отношения после 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Положения лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет и на иную пенсию за выслугу лет, либо ежемесячное пожизненное содержание, либо доплату к пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области, законодательством иного субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, предоставляется одна из выплат по выбору.
Согласно статье 6 Положения, утвержденного Решением № 82, назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению лица, претендующего на ее получение. Обращение за назначением пенсии за выслугу лет может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, нормы Положения, утвержденного Решением № 82, позволяют муниципальным служащим, у которых возникло право на назначение пенсии за выслугу лет, при соблюдении условий для назначения указанной пенсии, обращаться за назначением такой пенсии в любое время без ограничения каким-либо сроком.
Нормы Положения, утвержденного Решением № 82, также позволяют лицам, которым ранее в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления была назначена доплата к пенсии, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Положения, осуществить выбор получения ими либо доплаты к пенсии, либо пенсии за выслугу лет.
Статья 9 Положения, утвержденного Решением № 82, принятым окружным Советом депутатов 9 сентября 2011 года, придает Положению обратную силу, распространяя его на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Исходя из содержания данной нормы в системной взаимосвязи с положениями статей 2 и 6 Положения, утвержденного Решением № 82, она определяет срок возникновения правоотношений по назначению пенсии за выслугу лет (подача лицом, претендующим на ее получение, заявления о назначении пенсии; назначение пенсии постановлением главы администрации муниципального образования; финансирование расходов по выплате пенсии) и не может рассматриваться как основание для отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ", прекратившим трудовые отношения до 1 января 2011 года.
Оспариваемое положение статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя в том аспекте, который указан в обращении.
На основании изложенного, Уставный Суд не находит оснований для признания статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, в части слов "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года", не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В силу статьи 8 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" правовой смысл положения статьи 9 Положения, утвержденного Решением № 82, выявленный в настоящем Постановлении, является на территории Калининградской области общеобязательным и исключает любое иное его истолкование органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями, должностными лицами и гражданами в правоприменительной практике.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
постановил:
1. Признать положение статьи 9 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ", утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 9 сентября 2011 года № 82 "Об утверждении Положения "О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Светловский городской округ" в части слов "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года", соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
------------------------------------------------------------------