По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Определение Уставного Суда Калининградской области от 10.03.2015 N 15-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки С.И. Синицыной о соответствии Уставу Калининградской области пункта 1 Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года N 199 "О переименовании органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района"
УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. № 15-О
Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки
С.И. Синицыной о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области пункта 1 Решения Гурьевского
районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 199
"О переименовании органов местного самоуправления
Гурьевского муниципального района"
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки С.И. Синицыной,
заслушав доклад судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,
установил:
1. В Уставный Суд 13 января 2015 года поступило обращение в форме запроса от гражданки Синицыной Светланы Ивановны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 199 "О переименовании органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района" (далее - Решение № 199).
Оспариваемым заявителем пунктом 1 Решения № 199 предусмотрено переименование органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района в органы местного самоуправления Гурьевского городского округа: Гурьевского районного Совета депутатов - в Гурьевский окружной Совет депутатов; администрации Гурьевского муниципального района - в администрацию Гурьевского городского округа; главы Гурьевского муниципального района - в главу Гурьевского городского округа.
В обращении указывается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области. Заявитель считает, что поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено право на преобразование муниципального района только путем объединения двух или более муниципальных районов, либо разделения муниципального района, Решение № 199 в части пункта 1 противоречит требованиям Конституции Российской Федерации (части 2, 3 и 4 статьи 15, часть 2 статьи 32 и часть 1 статьи 76), Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 8), Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 4 статьи 7, части 4 и 6 статьи 13, части 2, 3 и пункт 9 части 10 статьи 40), Европейской хартии местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3, часть 1 статьи 4).
По мнению заявителя, Решение № 199 в части пункта 1 нарушает ее конституционные права на осуществление местного самоуправления непосредственно через выборные органы местного самоуправления в соответствии с Уставом Гурьевского муниципального района.
Заявитель просит Уставный Суд признать пункт 1 Решения № 199 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
При разрешении вопроса о том, является ли соответствующий правовой акт нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Согласно пункту 9 указанного Постановления существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание нормативного правового акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из изложенного, одним из существенных признаков нормативных правовых актов является наличие в них общих предписаний в виде норм права, которые носят общеобязательный характер и адресованы неопределенному кругу лиц.
Решение № 199 принято Гурьевским районным Советом депутатов четвертого созыва 15 ноября 2013 года, подписано главой Гурьевского муниципального района С.С. Подольским и председателем Гурьевского районного Совета депутатов С.А. Куликовым.
Данные об опубликовании Решения № 199 заявителем не представлены. Как следует из полученного Уставным Судом ответа Гурьевского районного Совета депутатов, Решение № 199 не публиковалось, поскольку не является муниципальным нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, и было принято с целью государственной регистрации в качестве юридических лиц Гурьевского окружного Совета депутатов и администрации Гурьевского городского округа.
Оспариваемым заявителем пунктом 1 Решения № 199 предусмотрено переименование органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района в органы местного самоуправления Гурьевского городского округа.
Рассматривая содержание положений пункта 1 Решения № 199 с точки зрения признаков нормативности, Уставный Суд оценивает их как по буквальному смыслу, так и с учетом их места в системе действующего правового регулирования.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ наименования выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования.
На территории Калининградской области наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) установлены пунктами 2-4 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 730). В городском округе указанные органы местного самоуправления имеют следующие наименования: окружной Совет депутатов (за исключением городского округа "Город Калининград), глава городского округа, администрация городского округа.
Как следует из преамбулы Решения № 199, данное Решение принято во исполнение положений Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон Калининградской области № 229), в соответствии с которым путем изменения состава территории Гурьевского муниципального района образовано городское поселение, наделенное статусом городского округа (Гурьевский городской округ).
С учетом изложенного, пунктом 1 Решения № 199 осуществлено переименование конкретных органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, Законами Калининградской области № 730 и № 229.
Уставный Суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем пункт 1 Решения № 199 не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Уставному Суду неподведомственна.
3. Статья 83 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" определяет, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области, обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
Из указанных положений Закона следует, что обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.
Заявитель, указывая в обращении на нарушение оспариваемым пунктом 1 Решения № 199 ее конституционных прав на осуществление местного самоуправления, не представила сведения о том, каким образом указанные права нарушены, в какой конкретной ситуации применены или подлежат применению в отношении нее лично положения пункта 1 Решения № 199, не представила какие-либо документы, подтверждающие факт применения положений оспариваемого правового акта.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение заявителя не может быть признано исходящим от управомоченного лица.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37, пунктом 1 статьи 41, подпунктами 2 и 5 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки С.И. Синицыной о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 199 "О переименовании органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района".
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю С.И. Синицыной уплаченной государственной пошлины.
3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------