Решение Калининградского областного суда от 03.03.2015 по делу N 3-20/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Закона Калининградской области от 27.11.2014 N 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" и Закон Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу № 3-20/2015

Калининградский областной суда в лице судьи Калининградского областного суда Науменко Б.И.,
При секретаре Корженко И.А., Шишковой О.В.,
С участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калининградского областного суда гражданское дело по заявлению П. и К. о признании недействующим в части Закона Калининградской области от 27 ноября 2014 года № 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области",

установил:

27 ноября 2014 года был принят Закон Калининградской области № 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" и Закон Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 362).
Согласно статье 1 Закона Калининградской области № 362 были внесены изменения в Закон Калининградской области от 07 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", согласно которым был определен порядок формирования представительных органов муниципальных районов и порядок избрания глав муниципальных образований Калининградской области.
П. и К. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим Закон Калининградской области от 27.11.2014 г. № 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" и Закон Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" в той части, в которой закон устанавливает порядок избрания представительного органа Балтийского муниципального района Калининградской области, а также в части установления сроков избрания представительного органа Балтийского муниципального района Калининградской области.
Заявители указывают, что при принятия указанного Закона Калининградской области № 362 Губернатором Калининградской области и Калининградской областной Думой нарушена процедура принятия закона, что в свою очередь нарушает их конституционные права на местное самоуправление, на устройство местного самоуправления в соответствии с законом.
Кроме того, они считают, что помимо несоответствия оспариваемого Закона Калининградской области № 362 Конституции Российской Федерации и международным договорам, принятый областной Думой указанный Закон не соответствует федеральному законодательству пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в части, в которой оспариваемый закон устанавливает порядок избрания представительного органа муниципального образования "Балтийский муниципальный район" Калининградской области, а также в части установления срока избрания указанного представительного органа.
В судебном заседании заявители П., К., а также их представитель адвокат Сафарян С.Ш. поддержали заявление в полном объеме.
Представитель Калининградской областной Думы Красавин А.А., представитель Губернатора Калининградской области Орлова Е.А. возражали против заявления, представив суду письменные возражения.
Выслушав пояснения заявителей и их представителя, возражения представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Маркеловой Г.И., возражавшей против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 136-ФЗ) были внесены изменения в соответствии с которыми порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов должны определяться уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
При этом статьей 4 Федерального закона № 136-ФЗ установлено, что закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок избрания представительного органа местного самоуправления муниципального района должен был быть принят в течение шести месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона (до 28 ноября 2014 года).
28 ноября 2014 года вступил в силу Закон Калининградской области № 362, принятый во исполнение требований указанного Федерального закона. Положениями данного Закона Калининградской области определен порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а именно:
представительный орган муниципального района, за исключением Светлогорского и Нестеровского районов избирается на муниципальных выборах;
Советы депутатов Светлогорского и Нестеровского районов состоят из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
главы муниципальных образований, за исключением городского округа "Город Калининград", избираются представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняют полномочия его председателя;
глава городского округа "Город Калининград" избирается на муниципальных выборах на пятилетний срок полномочий и возглавляет местную администрацию;
главой местной администрации во всех других муниципальных образованиях является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.
Принимая Закон области № 362, Калининградская областная Дума руководствовалась статьей 4 Федерального закона № 136-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что Калининградской областной Думой нарушена процедура принятия закона Калининградской области № 362.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 11.05.2011 г. № 3 "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" порядок подготовки, принятия, внесения изменений, обнародования, вступления в силу законов Калининградской области установлен указанным Законом области.
Закон области № 3 не предусматривает обязанности Калининградской областной Думы как законодательного (представительного) органа государственной власти направлять проекты законов Калининградской области в представительные органы муниципальных образований для обсуждения и консультаций.
Федеральным и областным законодательством каких-либо специальных требований по принятию подобных законов субъекта Российской Федерации, в частности требования о согласовании их с жителями конкретного муниципального образования, не установлено.
Так, Законом Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" установлен общий порядок принятия уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, который при принятии Закона Калининградской области № 362 был полностью соблюден.
Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых правовое регулирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов организации местного самоуправления требует учета мнения населения муниципального образования.
К указанным случаям относится изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, упразднение поселений, создание вновь образованных поселений на межселенных территориях (статьи 12, 13, 13.1, 13.2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ ("Представительный орган муниципального образования", в редакции Федерального закона № 136-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочием по определению соответствующим законом порядка избрания представительного органа муниципального образования - при этом, для реализации указанного полномочия не предусмотрено условие о необходимости выявления мнения населения.
Помимо несоответствия оспариваемого Закона Конституции Российской Федерации и международным договорам, заявители указывают о том, что принятый Калининградской областной Думой Закон Калининградской области № 362 не соответствует федеральному законодательству, а именно части 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), в соответствии с которым срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Исходя из этого, заявители полагают, что действующий Совет депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район", в силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ должен действовать до конца срока своих полномочий, то есть до 22 сентября 2019 года. Таким образом, по мнению заявителей, Закон Калининградской области № 362 противоречит указанным выше федеральным законам в части, касающейся установления порядка и сроков избрания представительного органа муниципального образования "Балтийский муниципальный район" Калининградской области.
Суд не может согласиться с таким мнением заявителей исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Калининградской области от 07 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области № 362) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, пункт 5 указанной статьи устанавливает, что представительные органы Багратионовского муниципального района, Балтийского муниципального района, Зеленоградского района, Краснознаменского муниципального района, Неманского муниципального района, Полесского муниципального района, Правдинского района, Славского муниципального району Черняховского муниципального района избираются на пятилетний срок полномочий на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, нормы Закона Калининградской области полностью соответствуют требованиям части 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ.
Действительно, частью 2 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.
В то же время согласно части 5.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ) в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района из состава представительных органов поселений к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В данном конкретном случае имеет место конкуренция двух равных по силе правовых норм. Согласно правил юридической техники, в таком случае подлежит применению принятый и вступивший в законную силу более поздний нормативный правовой акт.
Часть 5.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ действует в редакции Федерального закона № 136-ФЗ от 27 мая 2014 г., т.е. в более поздней редакции по сравнению с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 02.10.2012 г. № 157-ФЗ.
В связи с этим суд, проверяя довод заявителей о том, что Закон Калининградской области № 362 противоречит части 2 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ в части, касающейся установления порядка и сроков избрания представительного органа муниципального образования "Балтийский муниципальный район" Калининградской области, не может с ним согласиться, поскольку он соответствует абзацу 4 части 5.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ от 27 мая 2014 г.), т.е. норме федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, Закон Калининградской области от 27.11.2014 г. № 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" и Закон Калининградской области "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" в той части, в которой закон устанавливает порядок избрания представительного органа Балтийского муниципального района Калининградской области, а также в части установления сроков избрания представительного органа Балтийского муниципального района Калининградской области принят Калининградской областной Думой в пределах своей компетенции, с соблюдением процедуры его принятия и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявление П. и К. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление П. и К. о признании недействующим в части Закона калининградской области от 27 ноября 2014 года № 362 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 10 марта 2015 года.


------------------------------------------------------------------