Определение Уставного Суда Калининградской области от 06.04.2015 N 22-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва С.И. Гинзбурга, К.Ю. Дорошка, А.С. Войтовой о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. № 22-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутатов
Калининградской областной Думы пятого созыва С.И. Гинзбурга,
К.Ю. Дорошка, А.С. Войтовой о даче заключения по проекту
уставного закона Калининградской области "О внесении
изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области
и отдельные законодательные акты Калининградской области"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва С.И. Гинзбурга, К.Ю. Дорошка, А.С. Войтовой,
заслушав заключение судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителей,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 18 марта 2015 года поступило обращение депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Гинзбурга Соломона Израилевича, Дорошка Константина Юрьевича, Войтовой Аллы Сергеевны (далее - заявители) о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области" о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Как следует из представленных вместе с обращением документов, 3 марта 2015 года указанный проект уставного закона Калининградской области внесен в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов областной Думы, состоящей из 16 депутатов.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 36 и 37 Устава (Основного Закона) Калининградской области (статья 1 проекта), изменений в Уставный закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе" (статья 2 проекта) и Уставный закон Калининградской области "О Правительстве Калининградской области" (статья 3 проекта). Согласно статье 4 проекта предлагаемый к принятию Уставный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Дача заключений по проектам уставных законов Калининградской области в части внесения изменений в иные, помимо Устава (Основного Закона) Калининградской области, законодательные акты Калининградской области Уставному Суду не подведомственна.
Таким образом, дача заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области" подведомственна Уставному Суду в части внесения изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области (статья 1 проекта).
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" обращение в Уставный Суд подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
Поступившее в Уставный Суд обращение направлено от имени трех депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва С.И. Гинзбурга, К.Ю. Дорошка, А.С. Войтовой.
Документы, подтверждающие полномочия заявителей обращаться в Уставный Суд от имени других 13 депутатов областной Думы, подписавших письмо о внесении проекта уставного закона на рассмотрение областной Думы, Уставному Суду не представлены.
Согласно пункту 7 статьи 44 и пункту 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области проекты уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области рассматриваются Калининградской областной Думой после получения заключения Уставного Суда Калининградской области.
Пункт 2 статьи 1 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусматривает, что Устав (Основной Закон) Калининградской области обладает прямым действием на территории Калининградской области.
Таким образом, Уставом (Основным Законом) Калининградской области предусмотрена обязанность получения заключения Уставного Суда по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области до их рассмотрения Калининградской областной Думой.
Получение указанного заключения Уставного Суда является существенным процессуальным элементом надлежащего порядка изменения положений Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Согласно пункту 2 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области порядок реализации права законодательной инициативы в Калининградской областной Думе определяется законом Калининградской области. В соответствии с пунктом 9 статьи 44 Устава (Основного Закона) Калининградской области порядок подготовки, рассмотрения, принятия уставных законов Калининградской области определяется федеральным законодательством, законами Калининградской области и Регламентом Калининградской областной Думы.
В настоящее время порядок подготовки и принятия уставных законов Калининградской области определен Законом Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области".
Устанавливая в пункте 1 статьи 16 перечень документов и материалов, которые должны быть представлены субъектом (субъектами) права законодательной инициативы при внесении проекта уставного закона Калининградской области в Калининградскую областную Думу, указанный Закон не возлагает на субъект (субъекты) права законодательной инициативы обязанность представления заключения Уставного Суда Калининградской области по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области.
Соответствующие положения не предусмотрены и Регламентом Калининградской областной Думы, принятым постановлением Калининградской областной Думы от 28 апреля 2011 года № 42.
Согласно пункту 4 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области порядок деятельности Уставного Суда Калининградской области, рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов устанавливается уставным законом Калининградской области.
Указанный порядок должен определять, в том числе перечень субъектов, наделенных правом на обращение в Уставный Суд по соответствующей категории дел.
Уставный закон Калининградской области об Уставном Суде Калининградской области до настоящего времени не принят. Действующий Закон Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области" перечень субъектов, наделенных правом обращения в Уставный Суд по вопросу дачи заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области, не определяет.
Таким образом, действующее законодательство Калининградской области не возлагает на субъект (субъекты) права законодательной инициативы обязанность представления заключения Уставного Суда по внесенным им (ими) проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области, а также не наделяет депутатов областной Думы (группу депутатов областной Думы) правом на обращение в Уставный Суд с запросом о даче заключения по указанным проектам уставных законов.
Регулирование указанных вопросов является исключительной прерогативой законодателя и не относится к компетенции Уставного Суда Калининградской области.
На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что обращение заявителей исходит от неуправомоченных лиц.
4. До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Калининградской области, исходя из положений пункта 7 статьи 44, подпункта 5 пункта 3 статьи 52, пункта 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области, в их системной взаимосвязи с положениями статьи 22, пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 27 пункта 1 статьи 7 Уставного закона Калининградской области "О Калининградской областной Думе", статьи 36 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" правом на обращение в Уставный Суд с запросом о даче заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречий предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области обладают Калининградская областная Дума и Губернатор Калининградской области.
При этом соблюдение предусмотренных Уставом (Основным Законом) Калининградской области процедурных правил принятия уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области является обязанностью Калининградской областной Думы, как законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области, осуществляющего законодательное регулирование.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37, подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва С.И. Гинзбурга, К.Ю. Дорошка, А.С. Войтовой о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области".
2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


------------------------------------------------------------------