Решение Калининградского областного суда от 14.04.2015 по делу N 3-39/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2014 N 150-06т/14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания", на коллекторах станции на 2015 год">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу № 3-39/2015

Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского А.М.
при секретаре Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Калининградская генерирующая компания" об оспаривании приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 150-06т/14 от 17 декабря 2014 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания" на коллекторах станций на 2015 год,

установил:

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 150-06т/14 от 17 декабря 2014 г. установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания", на коллекторах источника тепловой энергии согласно приложению. Указано, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего Приказа, действуют с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Названный приказ опубликован в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), № 236, от 20.12.2014 г. вступил в силу с 01.01.2015 г.
ОАО "Калининградская генерирующая компания" обратилось в суд с заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта, указав, что при подготовке данного приказа из необходимой валовой выручки, на основании которой рассчитывается тариф, необоснованно исключены 52982 тысяч рублей средств в качестве излишка (избытка) средств, полученных в предыдущих периодах регулирования. Однако законодательство позволяет исключить экономически необоснованные расходы, а не категорию средств, указанных в протоколе заседания Службы. Кроме того, Служба ссылалась на то, что данный излишек средств выявлен по результатам проверки за 2011-2013 г., в то время как закон позволяет исключить экономически необоснованные расходы только за предыдущий период регулирования, то есть за 2013 год. Также Служба незаконно исключила из необходимой валовой выручки 24223,1 тысяч рублей по статьям затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды. Обществом были представлены данные: численность работников 187 человек, средняя заработная плата - 32,3 тысячи рублей, средства на оплату труда - 72512 тысяч рублей. Однако при расчете тарифа Службой самовольно взята численность работников 148 человек, средняя заработная плата - 25,7 тысяч рублей, средства на оплату труда - 45708,9 тысяч рублей. Такие действия Службы привели к незаконному занижению тарифа и причинению убытков предприятию. Просит признать указанный выше нормативный правовой акт недействующим со дня принятия.
В судебном заседании представитель ОАО "Калининградская генерирующая компания" - Ведищева А.А. заявление поддержала по изложенным выше основаниям.
Представители Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - Курочкин В.Н. и Силко О.Ю. с заявлением не согласились. Просили в удовлетворении заявления отказать. Считают, что при подготовке оспариваемого приказа Служба на основании проведенной экспертизы правомерно исключила из необходимой валовой выручки экономически необоснованные расходы.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами:
- обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя;
- осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пп. 32, 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в п. 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования.
В силу п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В соответствии с п. 6 Приказа ФСТ России от 12.04.2013 № 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" регулируемые организации обязаны вести раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением производства теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии). Аналогичные нормы были предусмотрены и действовавшим ранее приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Таким образом, ОАО "Калининградская генерирующая компания" было обязано вести раздельный учет объемов тепловой энергии в случае отпуска потребителям тепловой энергии как в виде горячей воды, так и в виде пара.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы по виду теплоносителя (вода, пар) и параметрам теплоносителя.
Повторный учет одних и тех же расходов по регулируемым видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Согласно п. 14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В данном пункте слово периоды употреблено во множественном числе.
Действительно, необходимая валовая выручка должна определяться за предыдущий период регулирования, то есть за предыдущий год. Однако это общее правило действует в случае добросовестного представления регулируемыми организациями всех необходимых сведений. При непредставлении таких данных и проведении проверки, выявившей допущенные нарушения, Служба по государственному регулированию цен и тарифов на основании приведенного выше п. 14 Правил, являющегося специальной нормой, может исключить из необходимой валовой выручки расходы за предыдущие периоды регулирования, то есть за несколько лет.
В 2013 году Службой были проведены в отношении ОАО "Калининградская генерирующая компания" контрольные мероприятия, по итогам которых были выявлены многочисленные нарушения, ставшие причиной формирования необходимой валовой выручки для Общества на 2011-2013 г.г. в завышенном размере.
Экономически необоснованные расходы, названные в протоколе заседания комиссии излишком средств за период с 2011 по 2013 годы образовались в результате сокрытия Обществом от Службы на протяжении ряда лет факта отпуска тепловой энергии на теплоносителе в виде пара в интересах аффилированного с ним лица ОАО "Янтарьэнерго". Применение в протоколе термина излишек средств не влечет признания незаконным оспоренного приказа, поскольку названные расходы являются экономически необоснованными и подлежащими исключению из необходимой валовой выручки.
Вступившими в силу решениями Арбитражного суда Калининградской области по делам № А21-2681/2013, А21-2680/2013, А21-2682/2013 установлены факты непредставления Обществом в Службу необходимых документов, представления в Службу заведомо недостоверных сведений и нарушения установленного порядка регулирования. Общество за данные действия было привлечено к административной ответственности. Все соответствующие решения Службы оставлены судами без изменения.
В целях приведения устанавливаемых цен (тарифов) в соответствие с действующим законодательством и устранения последствий, возникших в результате допущенных ОАО "Калининградская генерирующая компания" нарушений, Службой были установлены для Общества тарифы на теплоэнергию в паре и скорректирована необходимая валовая выручка в последующих расчетных периодах регулирования.
Объем средств, подлежащий исключению в последующих периодах регулирования в сумме 96945,7 тыс. руб. был определен актом проверки № 03-птэ-01-06 от 21.03.2013. Эта сумма составляет затраты на производство тепловой энергии в виде пара, сведения о котором не были представлены в Службу, а затраты на эту деятельность показаны как расходы на производство тепловой энергии на теплоносителе в виде горячей воды. Часть из указанных средств в сумме 43963,67 тыс. руб. была исключена из необходимой валовой выручки при определении тарифов на 2014 год.
Акт проверки Обществом не оспаривался. Приказ об установлении тарифов на тепловую энергию на 2014 год от 18.12.2013 № 115-05э/13 также Обществом в период действия данного нормативного правового акта не оспорен.
Имея основания для исключения из необходимой валовой выручки на 2014 год всей суммы необоснованных расходов за истекший период регулирования, по просьбе Общества Служба исключила в 2014 году только часть средств, а в 2015 году исключила оставшуюся часть средств.
Необходимость исключения из валовой выручки на 2015 год средств в сумме 52 982 тыс. руб. была установлена тарифным решением Службы от 18 декабря 2013 г. № 115-05э/13. Протоколом правлением Службы от 18.12.2013.
Пунктом 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, предусмотрено, что протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели.
Таким образом, издав приказ от 18.12.2013 № 115-05э/13, Служба обязана была его исполнить, исключив из НВВ на 2015 год 52982 тыс. руб.
Исключение экономически необоснованных расходов на производство тепловой энергии в виде пара в два этапа было осуществлено по просьбе самого Общества. В письме в Службу от 17.12.2013 № 1814 ОАО "Калининградская генерирующая компания" просило при установлении экономически обоснованных тарифов учесть результаты проверки в течение трехлетнего периода. Отсрочка в исключении средств на один год не нарушила права Общества. Эти действия Службы были осуществлены в интересах предприятия с целью недопущения резкого ухудшения финансового положения организации.
Нельзя согласиться и с утверждениями заявителя об отсутствии у Службы оснований для исключения из необходимой валовой выручки части расходов Генерирующей компании на заработную плату.
Пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, установлено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
Согласно п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В представленных материалах на установление тарифов на производство тепловой энергии по станции ТЭЦ-1, Обществом заявлена численность в размере 187 штатных единиц. При этом в расчетных материалах, Общество не представило информацию о численности сотрудников, участвующих непосредственно в осуществлении рассматриваемого регулируемого вида деятельности. Между тем, в составе заявленной численности были учтены не только сотрудники, связанные с осуществлением деятельности по выработке тепловой энергии в горячей воде, но и сотрудники, задействованные в производстве теплоносителя и сотрудники, обслуживающие РТС "Южная" (объект, находящийся на консервации и не участвующий в регулируемой деятельности), хотя расходы по заработной плате должны учитываться раздельно по каждому регулируемому виду деятельности.
В соответствии с представленными статистическими сведениями о численности и заработной плате работников за период 2013 год и 1 квартал 2014 года, Службой был произведен расчет средневзвешенной величины численности, которая составила 171,7 человек. Итого средняя численность, относимая на производство тепловой энергии, составила 147,7 человек.
При этом, для расчета средневзвешенной численности Служба использовала статистические данные по численности работников списочного состава и численности внешних совместителей. Численность исполнителей, задействованных в целях исполнения договоров гражданско-правового характера, не была учтена в расчете по причине того, что затраты по данным договорам относятся к статье расходов "Расходы на оказание услуг".
При расчете среднемесячной оплаты труда одного работника Служба руководствовалась исходными данными, представленными Обществом. Ставка рабочего 1 разряда учтена по предложению Общества в размере 5254 рублей. Учитывая прогнозные показатели инфляции, принятые Минэкономразвития России от 26.09.2014 г., Службой скорректирован дефлятор, предлагаемый Обществом, в размере 13%, до 6,7%.
При расчете выплат, вознаграждений, премий, Служба в отсутствии в материалах тарифного дела каких-либо расчетных и обосновывающих документов по их формированию руководствовалась Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы (далее Соглашение), утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 18.03.2013. Использование отраслевых тарифных соглашений при производстве экспертизы прямо предусмотрено приведенным выше п.п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Пунктом 8.4.2.1. Соглашения предусмотрены доплаты, надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в размере не менее 12,5 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.
В связи с отсутствием со стороны Общества какого-либо обоснования принятия величины доплат, надбавок к тарифным ставкам, связанных с режимом работы и условиями труда в размере 18,5%, Службой была учтена доплата в размере определенном Соглашением - 12,5%.
Вознаграждения за выслугу лет заявлены Обществом в размере 9,5%. Анализ представленных Обществом документов на расчетный и за прошлые периоды регулирования свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих фактическую выплату данного вознаграждения. Какое-либо обоснование применения выплаты в заявленном размере в адрес Службы представлено не было. Принимая во внимание, что данные выплаты предусмотрены только сотрудникам с длительным стажем работы в отсутствие обосновывающих документов (в том числе установленной на предприятии шкалы, в соответствии с которой назначается доплата за выслугу лет, и перечня работающих, в отношении которых полагается выплата, с указанием периода работы), Службой при расчете учтены доплаты в размере в 134,7 тыс. рублей в год.
Заявленные "Прочие выплаты" Службой исключены, так как Обществом не представлены обосновывающие документы, доказывающие необходимость таких выплат.
Таким образом, расчетная среднемесячная оплата труда одного работника составила 25788 рублей.
Средняя заработная плата, определенная для Общества, является максимальной средней заработной платой среди организаций Калининградской области, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Согласно п. 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пп. 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование. В случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения (п. 20 Правил). Таким образом, обязанность по представлению всех необходимых для расчета тарифов документов и их экономического обоснования лежала на Генерирующей компании.
Из сопроводительного письма предприятия в Службу видно, что организацией не было представлено Соглашение от 09.10.2013 г., касающееся повышения заработной платы, на которое представитель Генерирующей компании ссылалась в суде, следовательно, оно не могло быть учтено службой при проведении экспертизы (л.д. 57-65).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ОАО "Калининградская генерирующая компания" в удовлетворении заявления об оспаривании приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 150-06т/14 от 17 декабря 2014 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Калининградская генерирующая компания" на коллекторах станций на 2015 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2015 г.

Судья Калининградского
областного суда
А.М. Зеленский


------------------------------------------------------------------