Постановление Уставного Суда Калининградской области от 12.05.2015 N 4-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области Решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года N 274 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. № 4-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области Решения Гурьевского окружного Совета
депутатов от 8 июня 2014 года № 274 "О принятии изменений
и дополнений в Устав Гурьевского городского округа"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием представителей:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина - С.И. Синицыной и В.В. Дулова,
- Гурьевского окружного Совета депутатов, как органа принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - Т.П. Красной,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемый заявителем нормативный правовой акт по порядку подписания.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, выступления представителей сторон: С.И. Синицыной, В.В. Дулова, Т.П. Красной,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 29 декабря 2014 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа" (далее - Решение № 274) по порядку подписания.
28 апреля 2015 года заявителем дополнительно представлено письменное изложение его правовой позиции по запросу.
Заявитель указывает, что Решение № 274 подписано главой Гурьевского городского округа С.С. Подольским.
По мнению заявителя, С.С. Подольский, избранный населением муниципального образования в марте 2009 года главой Гурьевского муниципального района, являлся в соответствии с Уставом Гурьевского муниципального района выборным высшим должностным лицом муниципального образования - главой Гурьевского муниципального района и был наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения до марта 2014 года.
Заявитель полагает, что подписание С.С. Подольским Решения № 274 после окончания в марте 2014 года его полномочий главы Гурьевского муниципального района вступает в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Европейской хартии местного самоуправления, Закона Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории", что является нарушением пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать Решение № 274 по порядку подписания не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители заявителя С.И. Синицына и В.В. Дулов подтвердили в полном объеме позицию и требования заявителя. В обоснование данной позиции дополнительно сослались на положения Закона Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" и Постановление Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года № 1-П. Отметили, что отсутствовал нормативный правовой акт, которым были бы продлены полномочия С.С. Подольского, как главы муниципального образования, на момент принятия Решения № 274.
Представитель Гурьевского окружного Совета депутатов Т.П. Красная в судебном заседании не согласилась с доводами заявителя и его представителей. Отметила, что согласно абзацу второму части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает непрерывность властных полномочий данного должностного лица. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов. В соответствии с положениями указанного Федерального закона, Закона Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" и с учетом осуществленного правопреемства органов местного самоуправления муниципального образования, С.С. Подольский на момент принятия Решения № 274 осуществлял полномочия главы городского округа. В силу закона и должностного положения он был обязан подписать Решение № 274.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 85 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд проверяет соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе по порядку подписания.
В настоящем деле Решение № 274 по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку принятия, опубликования или введения в действие, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в Калининградской области заявителем не оспаривается.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 по порядку подписания.
2. Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Устав Гурьевского муниципального района, принятый Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 10 октября 2008 года № 275, предусматривал (части 2, 3 и 4 статьи 28 Устава), что глава муниципального района избирается на муниципальных выборах на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Полномочия главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального района. Глава муниципального района вступает в должность на пятнадцатый день со дня его регистрации избирательной комиссией.
Вместе с тем указанные положения нормативных правовых актов подлежали применению с учетом положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ) днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов.
Согласно пункту 1 статьи 81.1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 40-ФЗ) если срок полномочий органа местного самоуправления истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ сроки полномочий органов, выборы которых в результате реализации пункта 1 указанной статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются.
Подпунктом 49 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 17 и частью 1 статьи 28 Устава Гурьевского муниципального района, принятого Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 10 октября 2008 года № 275, глава муниципального района - глава Гурьевского муниципального района, исполняющий полномочия главы администрации муниципального района входил в структуру органов местного самоуправления муниципального района, являлся высшим должностным лицом муниципального района и наделялся собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на главу муниципального образования распространяются вышеуказанные положения пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ. Полномочия избранного 1 марта 2009 года сроком на 5 лет главы муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" С.С. Подольского в соответствии с федеральным законодательством были продлены до проведения следующих выборов во второе воскресенье сентября года, в котором истекал указанный срок полномочий (14 сентября 2014 года).
3. В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон Калининградской области № 229) объединены территории восьми поселений без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа (Гурьевский городской округ).
Согласно статье 2 Закона Калининградской области № 229 органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района, осуществляющие на вышеуказанной общей территории полномочия по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные законами Калининградской области, с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городского округа.
Решением Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 199 во исполнение положений Закона Калининградской области № 229 осуществлено переименование органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района в органы местного самоуправления Гурьевского городского округа, в том числе: Гурьевского районного Совета депутатов - в Гурьевский окружной Совет депутатов, главы Гурьевского муниципального района - в главу Гурьевского городского округа.
Решением Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 205 принят Устав Гурьевского городского округа, вступивший в силу после его официального опубликования с 1 января 2014 года (далее - Устав Гурьевского городского округа).
Согласно частям 1 и 2 статьи 42 Устава Гурьевского городского округа изменения и дополнения в Устав осуществляются путем принятия окружным Советом решения о внесении изменений и дополнений в Устав. Решение окружного Совета о внесении изменений и дополнений в Устав принимается в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Аналогичная по содержанию норма предусмотрена пунктом 2 части 5 статьи 22 (на момент принятия Решения № 274 - пункт 2 части 5 статьи 28) Устава Гурьевского городского округа.
Часть 8 статьи 27 Устава Гурьевского городского округа в редакции, действовавшей на момент принятия Решения № 274, предусматривала, что решения окружного Совета также подписывает председатель окружного Совета.
Решением № 274 (пункт 1) приняты изменения и дополнения в Устав Гурьевского городского округа согласно приложению к указанному Решению. Решение № 274 является нормативным правовым актом.
Решение № 274 принято Гурьевским окружным Советом депутатов четвертого созыва 8 июня 2014 года, подписано главой Гурьевского городского округа С.С. Подольским и председателем Гурьевского окружного Совета депутатов С.А. Куликовым, опубликовано 10 июня 2014 года в газете "Наше время" № 20/1 (10448/1).
Таким образом, поскольку на момент подписания Решения № 274 в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ срок полномочий С.С. Подольского, как выборного должностного лица Гурьевского муниципального района, не истек, в соответствии со статьей 2 Закона Калининградской области № 229 с 1 января 2014 года он обладал правом осуществлять полномочия главы Гурьевского городского округа.
С учетом изложенного, Уставный Суд не находит оснований для признания Решения № 274 по порядку подписания не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать Решение Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа" по порядку подписания соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------