Решение Калининградского областного суда от 20.07.2015 по делу N 3-59/2015 <О признании недействующими пунктов 9 и 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 N 790>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу № 3-59/2015

Калининградский областной суд в лице судьи областного суда Науменко Б.И.,
При секретаре Шишковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининградской области о признании недействующим и не подлежащим применению п.п. 9 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790,

установил:

Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой проводилась проверка на предмет соответствия федеральному законодательству постановления Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области", которым утвержден и Порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области.
В ходе проверки установлено следующее.
Данный нормативный правовой акт в установленном законом порядке подписан губернатором Калининградской области и опубликован в официальному печатном издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства калининградской области") № 197 от 27.10.2012.
В соответствии с п. 9 Порядка, заявления граждан - участников долевого строительства, к которым не приложены документы, указанные в подпунктах 1-3 пункта 5 настоящего Порядка, уполномоченным органом не принимаются и не рассматриваются.
Указанный Порядок регулирует вопросы формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, принят в целях реализации Закона Калининградской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области", а также Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены утверждены Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403.
Между тем, ни федеральный закон, ни подзаконный акт уполномоченного органа не предусматривают каких-либо оснований для отказа гражданам в принятии и рассмотрений заявлений о включении в реестр.
Кроме того, рассматриваемый п. 9 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области по своему смыслу противоречит п. 12 данного порядка, поскольку представление документов не в полном объеме является основаниям для отказа во включении гражданина в реестр.
Также указывает, что пунктом 13 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены установлено, что контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в Реестр и направляет заявителю копию указанного решения.
Однако, региональный законодатель в п. 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области установил иной срок рассмотрения заявлений - 1 месяц.
Таким образом, п.п. 9 и 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.12.2012 № 790, противоречат положениям федерального законодательства, чем существенно нарушают права граждан.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором области 10.04.2015 был принесен протест на противоречащие нормы Постановления. Требования прокурора отклонены.
С учетом изложенного прокурор просил признать недействующим и не подлежащим применению п. 9 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790.
В судебном заседании прокурор Старикова А.А. поддержала заявление в полном объеме и дополнительно указала, что подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению п. 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790, который описан в заявлении прокурора, но ошибочно не включен в просительную часть заявления.
Представитель Правительства Калининградской области Готовчик А.Л. возражал против заявленных прокурором Калининградской области требований, указав, что оспариваемое прокурором Постановление № 790 является подзаконным актом и принято во исполнение Закона Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 87 "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области" и направлен для создания за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами субъекта критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Цели ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, согласно Закону № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и принятого в его развитие Приказа № 403, на которые ссылается прокурор, обусловлены осуществлением контроля и надзора в области долевого строительства, осуществлением статистического учета. При этом данный реестр не является основанием для реализации мер по защите прав и социальной поддержки граждан, установленных региональным Законом № 87.
Полагает, что реестр, правила ведения которого установлены Приказом № 403, имеет иное правовое регулирование и цели ведения, чем реестр, порядок формирования и ведения которого утвержден Постановлением № 790.
При таких обстоятельствах считает, что п.п. 9 и 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением № 790, принято Правительством Калининградской области в пределах своей компетенции, соответствует действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы граждан.
Выслушав объяснения прокурора Стариковой А.А., поддержавшей заявленные требования в полном объеме, представителя Правительства Калининградской области Готовчика А.Л., считавшего заявленные требования необоснованными, исследовав другие доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области" утвержден Порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области.
Данный нормативный правовой акт в установленном законом порядке подписан губернатором Калининградской области и опубликован в официальному печатном издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства калининградской области") № 197 от 27.10.2012.
Указанное постановление Правительства Калининградской области принято в целях реализации Закона Калининградской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области" от 15 февраля 2012 года № 87.
Закон Калининградской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области" от 15 февраля 2012 года № 87 устанавливает меры по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области и пострадавших от действий (бездействия) застройщика, вследствие которых возникли обстоятельства, препятствующие регистрации права собственности указанных граждан на соответствующее жилое помещение, о чем указано в ч. 1 ст. 1 Закона.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", как правильно указывает Правительство в своем отзыве на заявление прокурора, устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства и регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены утверждены Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403.
Исходя из целей и задач приведенных выше нормативных актов, суд не может согласиться с позицией Правительства Калининградской области о том, что реестр, порядок формирования и ведения которого утвержден Постановлением № 790, имеет иное правовое регулирование и цели ведения, чем реестр, правила ведения которого установлены Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403.
В соответствии с п. 9 Порядка, заявления граждан - участников долевого строительства, к которым не приложены документы, указанные в подпунктах 1-3 пункта 5 настоящего Порядка, уполномоченным органом не принимаются и не рассматриваются.
Между тем, ни федеральный закон, ни подзаконный акт уполномоченного органа не предусматривают каких-либо оснований для отказа гражданам в принятии и рассмотрений заявлений о включении в реестр.
Кроме того, рассматриваемый п. 9 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области по своему смыслу противоречит п. 12 данного порядка, поскольку представление документов не в полном объеме является основаниям для отказа во включении гражданина в реестр.
Пунктом 13 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403, установлено, что контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в Реестр и направляет заявителю копию указанного решения.
Однако, региональный законодатель в п. 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области установил иной срок рассмотрения заявлений - 1 месяц.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Несмотря на то, что в просительной части заявления прокурора не ставиться вопрос о признании недействующим и не подлежащим применению п. 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790, суд рассматривает вопрос на соответствие указанного пункта вышестоящему законодательству по своей инициативе, а также исходи из позиции прокурора, участвовавшего в деле, и представителя Правительства, который также давал объяснения относительно указанного пункта Порядка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что п.п. 9 и 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.12.2012 № 790, противоречат положениям федерального законодательства, чем существенно нарушают права граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Калининградской области удовлетворить, признать недействующими и не подлежащими применению п.п. 9 и 10 Порядка формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10.2012 № 790, со дня их принятия.
Решение суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области").
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2015 года.


------------------------------------------------------------------