Определение Уставного Суда Калининградской области от 09.09.2015 N 57-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения главы муниципального образования "Саранское сельское поселение" Полесского муниципального района Калининградской области О.В. Маркина"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. № 57-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения главы
муниципального образования "Саранское сельское поселение"
Полесского муниципального района Калининградской области
О.В. Маркина

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - и.о. Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
с участием заявителя - О.В. Маркина и его представителя- О.Г. Егорина,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения главы муниципального образования "Саранское сельское поселение" Полесского муниципального района Калининградской области О.В. Маркина,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 29 июля 2015 года поступило обращение от главы муниципального образования "Саранское сельское поселение" Полесского муниципального района Калининградской области Маркина Олега Валерьевича (далее - заявитель).
Заявитель просит Уставный Суд проверить на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области:
- решение Полесской территориальной избирательной комиссии от 24 июня 2015 года № 68/518-2 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" (далее - решение Полесской территориальной избирательной комиссии № 68/518-2);
- решение Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" от 16 октября 2014 года № 69 "О проведении дополнительных выборов" (далее - решение Совета депутатов № 69).
Заявитель считает, что оспариваемые акты являются взаимоисключающими. Проведение досрочных выборов в целом на территории муниципального образования "Саранское сельское поселение", а не дополнительных выборов по отдельным одномандатным округам № 1, № 2, № 5 и № 8 в связи со сложением полномочий четырех депутатов, по мнению заявителя, нарушает права депутатов органа местного самоуправления и граждан, проживающих на данной территории. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 4 статьи 24, пункт 8 статьи 71) и просит Уставный Суд проверить на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области решение Полесской территориальной избирательной комиссии № 68/518-2 и решение Совета депутатов № 69.
2. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пункту 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области:
- законов Калининградской области;
- нормативных правовых актов Правительства Калининградской области и иных органов исполнительной власти;
- нормативных правовых актов Губернатора Калининградской области и областной Думы;
- нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
В силу приведенных законоположений решение Полесской территориальной избирательной комиссии № 68/518-2 не входит в перечень правовых актов, подлежащих рассмотрению в Уставном Суде и, следовательно, его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Уставному Суду неподведомственна.
3. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
При разрешении вопроса о том, является ли соответствующий правовой акт нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Решение Совета депутатов № 69 принято Советом депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" 16 октября 2014 года, подписано главой муниципального района "Саранское сельское поселение" О.В. Маркиным. Данные об опубликовании указанного решения суду не представлены.
Согласно пункту 1 оспариваемого заявителем решения Совета депутатов № 69 депутатами Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" А.В. Гендриксоном, А.Н. Наталичем, Ю.А. Пирожковым, А.В. Шугаевым досрочно сложены депутатские полномочия. Пунктом 2 решено назначить дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 5 и № 8.
Рассматривая решение Совета депутатов № 69 с точки зрения признаков нормативности, Уставный Суд оценивает данное решение как по буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования.
Вопросы досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, принятия решения и назначение муниципальных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, в том числе дополнительных выборов, регулируются Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Законом Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", и принятие Советом депутатов решения № 69 само по себе не может рассматриваться как самостоятельное нормативное правовое регулирование указанных вопросов.
Анализируя содержание пунктов 1 и 2 решения Совета депутатов № 69, Уставный Суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение Совета депутатов № 69 не отвечает совокупности признаков нормативного акта, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Уставному Суду неподведомственна.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения главы муниципального образования "Саранское сельское поселение" Полесского муниципального района Калининградской области О.В. Маркина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Полесской территориальной избирательной комиссии от 24 июня 2015 года № 68/518-2 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение", решения Совета депутатов муниципального образования "Саранское сельское поселение" от 16 октября 2014 года № 69 "О проведении дополнительных выборов".
2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


------------------------------------------------------------------