Решение Калининградского областного суда от 07.09.2015 по делу N 3-71/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Указа Губернатора Калининградской области от 31.07.2014 N 180 "О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года N 186">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. по делу № 3-71/2015

Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского А.М.
при секретаре Шишковой О.В.,
с участием прокурора Чернышовой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим и не подлежащим применению в части Указа Губернатора Калининградской области от 31 июля 2014 г. № 180 "О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года № 186",

установил:

Указом Губернатора Калининградской области от 31 июля 2014 г. № 180 "О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года № 186" внесены изменения в приложение № 2 к названному выше Указу Губернатора Калининградской области "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Калининградской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения". Изменены сроки и параметры охоты на различные виды дичи. Установлены ограничения охоты, в частности п. 2 приложения дополнен подпунктом 3 следующего содержания: промысловая охота, любительская и спортивная охота на зайца (беляка) - запрещается. П. 3 приложения изложен в новой редакции, в том числе с изложением п.п. 3 следующим образом: промысловая охота, любительская и спортивная охота на тетерева - запрещается.
Названный указ опубликован в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), № 139, от 05.08.2014 г. вступил в силу с 31.07.2014 г.
К., являющийся охотником согласно охотничьего билета № 00183, выданного 11.07.2011 г. Агентством по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, обратился в суд с заявлением об оспаривании данного нормативного акта в части установленных ограничений охоты на зайца (беляка) и тетерева, сославшись на то, что право введения на территории Калининградской области определенных ограничений и запретов на использование объектов животного мира относится к полномочиям Правительства Калининградской области, которое в соответствии с ч. 1 ст. 18 Уставного Закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 "О Правительстве Калининградской области" по своей компетенции принимает постановления и распоряжения. При этом, введение Указом Губернатора Калининградской области от 31.07.2014 года № 180 ограничений и запрета на охоту на определенный вид объектов животного мира - на зайца (беляка) и тетерева - является недопустимым, в силу того, что Губернатор Калининградской области, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, не наделен такими полномочиями.
В судебном заседании К. заявление поддержал по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснил, что постановление об ограничении охоты должно было принимать Правительство Калининградской области. Параметры разрешенной охоты определяет Губернатор Калининградской области, следовательно, остальная часть указа принята без нарушения компетенции. Поэтому он оспаривает названный выше указ только в части.
Представитель Губернатора Калининградской области - Готовчик А.Н. с заявлением К. не согласился. Просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Чернышовой К.И., просившей отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения охоты, в том числе, запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; определение сроков охоты.
Таким образом, законодатель относит запрет охоты в отношении отдельных охотничьих ресурсов и определение сроков охоты к ограничениям, имеющим одинаковую правовую природу, следовательно, порядок установления данных ограничений аналогичен.
Частью 5 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2009 г. "№ 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.
Кроме того, п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ установлено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Пунктом 12 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 года № 512 "Об утверждении Правил охоты" определено, что на основании настоящих Правил высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, предусмотренные статьями 12, 22 и 23 Федерального закона об охоте, за исключением установления допустимого для использования охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия, а также введения ограничений по их использованию.
То есть законодателем в виды и параметры разрешенной охоты отнесены и предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ ограничения. Следовательно, вопреки утверждениям К., определение сроков и других параметров разрешенной охоты, установление ограничений на добычу отдельных охотничьих ресурсов осуществляются в одном порядке.
В силу приведенных выше норм, принятие нормативных правовых актов по указанным вопросам относится к компетенции высшего должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а не к компетенции коллегиального органа, которым является правительство субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области, в соответствии со статьей 6 Устава Калининградской области входит в систему органов государственной власти Калининградской области.
Согласно ст. 10 Закона Калининградской области от 24.05.1999 года № 129 "О системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области", структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области определяется Губернатором Калининградской области по согласованию с Калининградской областной Думой.
Под структурой исполнительных органов государственной власти Калининградской области понимается перечень органов исполнительной власти области, утверждаемый указом Губернатора Калининградской области
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 28 Устава Калининградской области и ст. 1 Уставного закона Калининградской области от 29.09.2005 года № 651 "О Губернаторе Калининградской области", Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом Калининградской области (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В свою очередь, в соответствии со ст. 1 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 "О Правительстве Калининградской области", высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области является Правительство Калининградской области.
Статьей 3 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 "О Правительстве Калининградской области" определено, что Правительство Калининградской области состоит из членов Правительства Калининградской области:
- председателя Правительства Калининградской области;
- заместителей председателя Правительства Калининградской области;
- министров Калининградской области;
- полномочного представителя Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе;
- руководителя аппарата Правительства Калининградской области.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 года № 42 "О Правительстве Калининградской области", Губернатор Калининградской области вправе непосредственно исполнять обязанности председателя Правительства Калининградской области. При непосредственном исполнении Губернатором Калининградской области обязанностей председателя Правительства Калининградской области назначение председателя Правительства Калининградской области не производится и положения пунктов 1-6 настоящей статьи не применяются.
В Калининградской области Председатель Правительства не назначен и Губернатор Калининградской области, являясь высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, непосредственно руководит высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
То есть, установление ограничений охоты и определение других параметров разрешенной охоты в Калининградской области относится именно к компетенции Губернатора как высшего должностного лица Калининградской области.
В соответствии со ст. 42 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области и законов Калининградской области по вопросам, отнесенным федеральным законодательством, законодательством Калининградской области к его ведению, в качестве нормативных правовых актов издает указы, а также распоряжения как правовые акты ненормативного характера.
Таким образом, вид обжалуемого нормативного правового акта соответствует действующему законодательству.
При установлении запрета на охоту на зайца (беляка) и тетерева полностью выполнены требования действующего законодательства.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты.
Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что установление ограничений охоты на уровне субъекта Российской Федерации допускается в случае, если такие ограничения введены на основе правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом.
Проект оспоренного в части Указа Губернатора Калининградской области в целом был согласован Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу (письмо от 16.07.2014 г. № 06-25/7025) (л.д. 30).
Установление запрета на охоту на зайца (беляка) и тетерева в Калининградской области, произведено в связи с малочисленностью этих видов в регионе, угрозой их исчезновения и рекомендацией по особому вниманию и контролю за их численностью, установленными приложением № 1 к Красной книге Калининградской области.
Ссылки К. на Положение об Агентстве по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, утвержденное Постановлением Правительства Калининградской области № 993 от 25.12.2006 г. не могут служить основанием для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК РФ суд, проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет противоречия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 42 Устава (Основного Закона) Калининградской области указы Губернатора Калининградской области имеют большую юридическую силу, чем постановления Правительства Калининградской области, то есть оспариваемый нормативный правовой акт не может быть проверен на соответствие акту, имеющему меньшую силу.
Основания для удовлетворения заявления К. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать К. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению в части Указа Губернатора Калининградской области от 31 июля 2014 г. № 180 "О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 5 сентября 2012 года № 186".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2015 г.

Судья Калининградского
областного суда
А.М. Зеленский


------------------------------------------------------------------