Постановление Уставного Суда Калининградской области от 18.09.2015 N 9-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области абзацев первого, второго, четвертого, пятого пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. № 9-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области абзацев первого, второго,
четвертого, пятого пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской
области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании
вопросов организации местного самоуправления на территории
Калининградской области"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - и.о. Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
с участием:
- представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.В. Кузнецова,
- представителя Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Е.А. Орловой,
руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзацев первого, второго, четвертого, пятого пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина, В.Т. Султанова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые положения Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.А Карпенко, объяснения представителей сторон: А.В. Кузнецова и Е.А. Орловой,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 23 апреля 2015 года поступило обращение в форме запроса от депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича и Султанова Владимира Тофиковича (далее - заявители). 1 июня 2015 года заявителями представлено уточнение к обращению.
Заявители просят признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 730) в части абзацев первого, второго, четвертого, пятого пункта 6 статьи 2, которыми установлен порядок избрания глав муниципальных образований Калининградской области.
Заявители указывают, что положения абзацев первого, второго, четвертого, пятого пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730 о том, что в случае избрания главы муниципального образования представительным органом из своего состава, избранные главы не прекращают полномочия депутата представительного органа муниципального образования, противоречат частям 1 и 2 статьи 15, пунктам "б" и "н" части 1 статьи 72, частям 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу второму пункта 1 статьи 3, статье 3.1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 3 статьи 6, пункту 3 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и не подлежат действию из-за несоответствия пункту 1 статьи 2, подпункту 3 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, статье 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель Калининградской областной Думы А.В. Кузнецов в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, состоящую в том, что абзацы первый, второй, четвертый, пятый пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730 приняты Калининградской областной Думой в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствуют положениям Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не содержат противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель Губернатора Калининградской области Е.А. Орлова поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Считает, что оспариваемые нормы Закона Калининградской области № 730 приняты в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, ему не противоречат и соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения абзацев первого, второго, четвертого, пятого пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730 в части отсутствия в них требования о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования.
2. Как следует из положений пункта 1 статьи 2, пункта 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Законы Калининградской области не должны противоречить Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в случае противоречия между ними действует Устав (Основной Закон) Калининградской области.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления устанавливаются федеральным законом. Таким федеральным законом является Федеральный закон № 131-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1). В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (пункт 2). В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются (пункт 3 в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ). В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (пункт 5).
Таким образом, указанными нормами Федерального закона № 131-ФЗ предусматриваются варианты порядка избрания главы муниципального образования и наделения его соответствующими полномочиями. Выбор конкретного варианта указанного порядка определяется законом субъекта Российской Федерации и закрепляется в уставе муниципального образования.
3. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области и Уставным законом Калининградской области от 4 мая 2010 года № 439 "О Калининградской областной Думе" принятие законов Калининградской области относится исключительно к полномочиям Калининградской областной Думы.
Закон Калининградской области № 730 принят Калининградской областной Думой третьего созыва 16 февраля 2006 года, подписан Губернатором Калининградской области Г.В. Боосом 7 марта 2006 года, опубликован 17 марта 2006 года в издании "Комсомольская правда" в Калининграде" № 37, вступил в силу со дня его официального опубликования. В настоящее время Закон Калининградской области № 730 действует в редакции Закона Калининградской области от 27 ноября 2014 года № 362, который опубликован 28 ноября 2014 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и вступил в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 36 части 2 Федерального закона № 131-ФЗ Законом Калининградской области № 730 установлен вариант избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнения им полномочий его председателя (абзацы первый, второй, четвертый, пятый пункта 6 статьи 2).
Исходя из изложенного, правовое регулирование порядка избрания главы муниципального образования осуществлено Калининградской областной Думой в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
4. Оспариваемыми абзацами пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730 установлено:
"Глава муниципального района избирается представительным органом муниципального района на срок полномочий представительного органа муниципального района из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Глава городского округа, за исключением городского округа "Город Калининград", избирается представительным органом городского округа на срок полномочий представительного органа городского округа из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Глава городского поселения избирается представительным органом городского поселения на срок полномочий представительного органа городского поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Глава сельского поселения избирается представительным органом сельского поселения на срок полномочий представительного органа сельского поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование администрации сельского поселения, возглавляемой главой сельского поселения, исполняющим полномочия председателя сельского совета депутатов".
Таким образом, Законом Калининградской области № 730 предусмотрено избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнение им полномочий его председателя.
Несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых положений Закона Калининградской области № 730 заявители усматривают в том, что законодатель, реализуя свои полномочия, не предусмотрел в них требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, установленное в пункте 3 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу 30 июня 2015 года, в пункт 3 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ внесены конкретизирующие дополнения. Указанный пункт изложен в редакции, предусматривающей, что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.
Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ) прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования представительным органом из своего состава, установлено только для главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию (пункт 3 части 2 статьи 36).
Анализируя оспариваемые положения Закона Калининградской области № 730 во взаимосвязи с приведенными нормами Федерального закона № 131-ФЗ, Уставный Суд приходит к выводу, что абзацы первый, второй, четвертый, пятый пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730 в части отсутствия в них предписаний о прекращении полномочий депутата, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава главой муниципального образования и исполняющим полномочия его председателя, не противоречат требованиям Федерального закона № 131-ФЗ, и не находит оснований для признания оспариваемых положений не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать абзацы первый, второй, четвертый, пятый пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" в части отсутствия в них предписаний о прекращении полномочий депутата, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава главой муниципального образования и исполняющего полномочия его председателя, соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------